Особенности и нюансы профессионального освещения школ

Организация освещения в школах играет важную роль во время планирования или ремонта учебных и вспомогательных помещений. При этом здесь основной акцент идет не на внешний вид светильников, а на соответствие всем действующим нормативным требованиям, количество источников света, а также создание максимально комфортных условий для учащихся и преподавателей.

Основные требования к освещению в учебных помещениях

Осветительная система учебных заведений, как и любых других проектов, должна состоять из естественных и искусственных источников. Для первого делается все возможное, чтобы обеспечить свободный доступ лучей через окна, для второго – подбираются правильные осветительные приборы с нужными параметрами.

Естественное освещение должно быть в каждом помещении. Исключением являются душевые и туалетные комнаты, складские помещения, библиотеки, котельные, подвальные и чердачные помещения, которые требуют установки светильников для компенсации. Даже если окна большие и их достаточно, запрещено закрывать стекла живыми растениями, темными стеклами. Кроме того, необходимо регулярно проводить уборку для удаления загрязнения с окон.

В образовательных учреждениях используются потолочные светильники с естественным, теплым белым или стандартным белым светом. Согласно внесенным изменениям в нормативную базу, все светильники должны снабжаться рассеивателями, а также работать на люминесцентных или светодиодных лампах. При этом люминесцентные модели должны комплектоваться пускорегулирующими аппаратами, обладать коэффициентом пульсации светового потока не более 5%.

При выборе светильников следует обратить внимание, что школа не допускает использования следующих видов ламп:

  • люминесцентные лампы с двойным цоколем, которые содержат галофосфат кальция.
  • ртутные люминесцентные лампы дугового типа (если школа уже использует такие лампы, их нужно заменить);
  • источники света со встроенными ПРА (люминесцентные лампы).

Допускается ограниченное использование вышеуказанных ламп только в том случае, если освещение с требуемыми параметрами не может быть обеспечено при помощи стандартной продукции.

Что говорит закон?

Документ СанПиН 2.4.2.2821-10 регулирует все правила, нормы и требования освещения в школе, детском саду, развивающих центрах, ВУЗах, лицеях, гимназиях, колледжах и любых других заведениях, которые оказывают образовательные услуги детям и взрослым разных возрастов. Важно соблюдать каждый из пунктов, а также не забывать о нововведениях, которые касаются светильников.

Начиная с декабря 2013 года, в СанПиН был внесен пункт, который требует использовать потолочные светильники только со светодиодными или люминесцентными источниками света, которые входят в перечень допустимых моделей. При этом обязательно регулируется степень светоизлучения, общая освещенность и прочие показатели. Данные требования были уточнены и расширены в редакции норм за 2018 год.

Какие действуют нормы по освещению?

При подборе светильников основной акцент делается на показатель освещенности, который играет важную роль для комфорта ребенка и обеспечения здоровых условий для зрения. Чем этот показатель выше, тем лучше видны предметы на поверхности. Показатель рассчитывается в Люксметрах и определяется в зависимости от площади помещения, габаритов предметов и особенностей источников света.

Для различных учебных заведений используются свои нормы, применимые к светильникам. К примеру, наименьшие значения 100 и 150 Люкс допустимы в спальнях детских садов и школьных рекреациях соответственно, а 400 и 500 Люкс – в учебных классах и игровых комнатах, музыкальных и гимнастических залах, лабораториях и кабинетах учителей.

Правила разработки системы освещения в учебных заведениях

Новые правила в СанПиН внесли ясность в вопросы организации освещения школьных помещений и окончательные определения по ряду критерий. Особое внимание уделяется именно применению светодиодного оборудования в любых дошкольных и школьных учреждениях. Так как современный ассортимент светильников достаточно широкий, не должно быть никаких ограничений или сложностей в выполнении соответствующих требований, чтобы школа выполняла все нормы.

Правильно разработанная система общего освещения позволит создать комфортные, безопасные, здоровые условия для учащихся. Можно выделить несколько основных рекомендаций, которые стоит учитывать при планировании проекта.

Опаловые рассеиватели

Специальные опаловые рассеиватели для светильников являются обязательным элементом для любых источников света, которые покупаются в школу. Минимальный параметр защитного угла принимается 90°. Это касается изделий, который полностью закрывают собой осветительную установку или перекрывают выходное отверстие для светового потока.

Кроме того, все светильники должны создавать комфортную, рассеянную световую среду. При их грамотном расположении и монтаже согласно принятому проекту системы освещения, можно достичь отсутствия неприятного блеска, равномерности светового потока на поверхности предметов в помещении.

Светодиодные светильники с повышенной цветопередачей

Использование высокоэффективных светодиодных светильников с повышенным значением цветопередачи пока что не является доступным для всех учреждений, но многие школы стараются отдать предпочтение именно таким инновационным решениям. Повышенное значение (Ra97) улучшает процесс восприятия и делает световой поток еще более комфортным.

Кроме того, данные светильники положительно влияют на восприятие окружающей среды, общего интерьера помещения, что повышает работоспособность учащихся, их уровень концентрации, улучшает условия работы для учителей, администрации, персонала. Чем выше цветопередача света, тем «правильнее», натуральнее передача цветов.

Система управления светильниками

Грамотное управление световым оборудованием, купленным в школу, позволяет настраивать параметры света в зависимости от текущей световой среды, времени суток, цели включения света и реализации основных потребностей. К примеру, современные системы управления светильниками позволяют изменить интенсивность светового потока, уровень освещенности, запустить только часть светильников и т.д.

Кроме того, система управлением освещения общеобразовательной школы минимизирует возникновения любых ошибок, допущенных при проектировании, монтаже приборов. Если в итоге света в помещении будет «слишком много» или светильники расположены не под тем углом, это все можно будет изменить благодаря гибким параметрам настройки современной световой системы.

Выбор моделей светильников в школу

При выборе светильников следует обратиться к профессионалам своего дела, которые подберут модели изделий специально для конкретного помещения. К примеру, для учебных классов, спортивных залов, лабораторий, конференц-залов рекомендуется выбрать потолочные светильники с поворотным креплением и простым регулированием параметров. Это сделает любую комнату многофункциональной и комфортной для любых занятий, проектов, кружков и т.д.

Требования к светодиодным светильникам

Светильники со светодиодами на сегодняшний день являются одними из самых востребованных для образовательных учреждений. Они потребляют минимальное количество электроэнергии, долговечные, простые в эксплуатации, обеспечивают параметры светового потока согласно требованиям и являются безопасными как для учащихся, так и для окружающей среды. Но, они должны также соответствовать требованиям СанПиН:

  • цветовая температура не должна превышать 4000 Кельвинов (тип светодиодного источника света);
  • максимально допустимый коэффициент пульсации не должен превышать 10% (лучше в пределах 5%);
  • поток света должен быть равномерным, без пятен или бликов, отличаться стабильными показателями яркости и освещенности;
  • показатель габаритной яркости светильника должен быть не выше 5000 кд/кв. м;
  • мощность каждого отдельного светового элемента должна быть меньше 0,3 Вт.

Конечно, на дизайн изделия также обращается внимание. В школу выбираются минималистические модели без лишних деталей, выполненные в белом, серебристом или черных цветах. Предпочтение стоит отдать классической прямоугольной или квадратной форме светильников.

Дополнительные рекомендации

Существует ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание еще до начала проектирования систем:

  • показатель защитного угла светильника должен быть в пределах 90°.
  • предпочтительно использовать оригинальные эффективные светильники с хорошей цветопередачей, которые прослужат гораздо дольше аналогов;
  • запрещено использование светильников с открытым осветительным элементом (без опалового рассеивателя);
  • продуманное освещение должно быть абсолютно во всех помещениях, начиная от классов и коридоров и заканчивая столовой, кухней, техническими комнатами;
  • лучше всего сразу выбрать светодиодные светильники, которые соответствуют всем санитарно-эпидемиологическим требованиям и не требуют частого ремонта, замены;
  • обязательно нужно продумать расположение светильников не только внутри, но и снаружи здания, чтобы обеспечить максимально безопасные условия передвижения учащихся;
  • для комфорта должна быть подсветка светильниками всех классных досок и стендов;
  • в кабинетах с компьютерами и лабораторным оборудованием обязательно должно быть соответствующее освещение.

Организация освещения школы и других учебных учреждений строго регламентирована, а выбор моделей имеет ряд ограничений. Для разработки и реализации проекта, который способен выдержать все проверки, следует максимально точно соблюдать требования норм и правил нормативных документов.

Наша компания предлагает разработку комплексного проекта для любого помещения с учетом его площади, параметров, назначения и прочих факторов. Специалисты следят за всеми нормативными изменениями и предлагают только такие светильники, которые допускаются законом. Для получения консультации свяжитесь с нашими экспертами по телефону или другим удобным способом.

Другие типы объектов:

Почему мы?

Мы более 13 лет занимаемся производством профессиональных осветительных систем и помогаем архитекторам и дизайнерам воплощать в жизнь самые значимые и смелые идеи.
Собственное производство
Мы создаем дизайн, разрабатываем и производим высококлассное осветительное оборудование – в России
Команда профессионалов
Наши квалификация, опыт и знания подтверждены тысячами успешных реализованных проектов
Быстрая доставка
Более 3000 моделей светильников. Наш склад находится рядом со МКАД. Срок поставки светильников - от 1 дня
Индивидуальный подход
Для 100% результата мы применяем как серийные светильники, так и разработанные специально под ваш проект решения
Адрес:
  • г. Москва, ул. Электродная, д. 13А
Контакты:
Свяжитесь с нами
ИНН 7720298746
ОГРН 1157746322250
© 2006-2023 ООО "Элевел"
Сделано в